В условиях послевоенной
разрухи, когда железнодорожный транспорт пришел в упадок и не мог обеспечить
перевозки важнейших жизненно необходимых грузов, большие надежды возлагались на
водный транспорт.6 ноября 1920 года
начались занятия в профессионально - технической школе судоводителей, которая
размещалась в двух комнатах, очень маленьких и темных в здании Политехнических
курсов (теперь совхозтехникума). Директором школы судоводителей был назначен
Василий Николаевич Князев. Это капитан - волгарь, в то время уже член коллегии
Губсовнархоза Северодвинской губернии.Преподавание вводилось
семестровое: 1-й семестр теоретический, 2-й практический (плавание на судах),
так что учащиеся, которые пришли в школу с пароходов, летом возвращались на
свои места. В школу судоводителей пришли молодые люди с пароходов, матросы,
рулевые, кочегары, посудники, часто малограмотные, но горевшие желанием
учиться, руками строить новую жизнь. Производственники, занимавшие командные
должности на судах, в школу были приняты без экзаменов.Среди слушателей первого
набора были: Е.П.Тчанников, бывший начальник Главного Управления МРФ. Нелаев
П.Ф. - капитан парохода, преподаватель речного училища, Шашков З.А., министр
речного флота, Чекин В.П., ныне доцент Львовского политехнического института,
Моданов З.И., начальник Северного пароходства. Первый учебный год закончился 15
марта 1921 года. Директору школы Князеву
В.Н, удалось добиться, чтобы учебную практику слушатели школы проходили на
определенных пароходах. Таким учебным судном стал пароход «Ока», вся команда
его была укомплектована из состава слушателей школы. Часть учащихся проходила
практику на пароходе «Забияка». 1922-23 учебный год стал
переломным в жизни школы судоводителей: она была реорганизована в Северо -
Двинской дневной рабочий техникум. Большую работу по реорганизации школы в
техникум провел ее директор Таргонский В.П. Техникум получил в свое
распоряжение дом по улице Банковской (теперь улица Шилова, д.6, детский дом). Северо - Двинской рабочий
техникум с 1922-1925 гг. подготовили 178 квалифицированных специалистов речного
транспорта. В эти годы в техникуме учились и успешно его закончили Шашков З.А.,
бывший министр речного флота, Фомин С.А. -генерал - майор, Ворков С.С. -
кандидат военно - морских наук. С 1929 года рабочий техникум
был реорганизован в дневной. Учащихся принимают с семилетним образованием.
Одновременно с 1 сентября 1929 года было открыто вечернее отделение (отделение
стажистов) для водников, работающих на производстве. Это обучение без отрыва от
производства. 1929-30 учебный год
техникум начал в новом здании, приспособленном для учебных целей. Здание
двухэтажное, 20 аудиторий и кабинетов получили в свое распоряжение учащиеся,
хорошую библиотеку. В подвальном помещении оборудована столовая и раздевалка. В
старом здании техникума разместилось общежитие, а в каменном здании склада была
оборудована столярная мастерская. Много сил и энергии приложил директор
техникума Петров Василий Васильевич, приехавший в 1932 году после окончания
педагогического факультета Ленинградского института водного транспорта. Круг специальностей
расширяется. В
Но началась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года в горкоме КПСС собрались руководители предприятий и учебных заведений города. Директор техникума товарищ Тюкавин Н.Л. получил задание подготовить здание учебного корпуса для развертывания в нем призывного пункта. 23 июня призывной пункт начал свою работу. Много учащихся в первые дни войны ушли на фронт, чтобы с оружием в руках защищать свою Родину. Были мобилизованы преподаватели: Тюшев И.Е., Литов М.А., Шепелин Л.А., Созоновский И.В., а несколько позднее ушли на фронт завхоз Шилыковский С.Ф. и комендант общежития Меркурьев Я.Т. Созоновский И.В. и Меркурьев Я.Т. пали смертью храбрых. В течение всех военных лет учащиеся испытывали острую нужду в бумаге. Тетрадей не было, писать приходилось на старых книгах, газетах, журналах. Очень плохо обстояло дело и с приобретением учебных пособий. Каждую осень весь коллектив техникума выходил на поля совхоза № 9 на уборку овощей. Было создано свое подсобное хозяйство. Выезжали на заготовку грибов и ягод. Жили в лесу неделями в шалашах, заготавливали не килограммами, а тоннами. В техникуме была хорошо организована военно – спортивная работа. Учащиеся сдавали нормы на зачет «Ворошиловский стрелок», 70 девушек окончили курсы радисток. Зимой 1941 года развернулась компания по сбору теплых вещей для армии. Коллективом техникума было собрано много теплых вещей: носков, шарфов, фуфаек, валенок. Несмотря ни на какие трудности, администрация совместно с партийной и комсомольской организациями добивались хороших успехов в воспитании и обучении специалистов для речного флота. Техникуму неоднократно присуждалось переходящее красное знамя горкома партии, в сентябре 1943 года работникам речного транспорта вручали правительственные награды, в числе их были и наши работники техникума: директор Тюкавин Н.Л. награжден орденом «Знак Почета», преподаватель Чербунин Ф.В. - медалью «За трудовую доблесть». Всего окончивших Велико – Устюгское речное училище, служивших в Военно – Морском Флоте и участвовавших в Великой Отечественной войне более 300 человек в их числе С.С.Ворков – контр – адмирал, З.А.Шашков – нарком речного флота.
С 1 сентября 1947 года, согласно постановлению правительства об улучшении подготовки специалистов для речного флота, была начата реорганизация техникума в речное училище. Учащиеся стали курсантами, получили бесплатное форменное обмундирование, рабочее и парадное, введена военная дисциплина, ношение погон, строевая подготовка. Ответственность за строевую подготовку нес строевой отдел, начальником которого назначен майор Шильниковский А.Ф. Личный состав курсантов сформирован в роты, командиры рот были из кадровых офицеров ВМФ. Был организован военный кабинет, оснащенный навигационно-штурманским оборудованием, артиллерийским, минно-торпедным оружием, училище стало готовить офицеров запаса ВМФ. В конце учебного процесса проходили стажировку на судах военно-морского флота, преимущественно на Северном флоте. Контингент курсантов с каждым годом увеличивается, возникает проблема расширения учебного корпуса, общежитий. С 1949 по 1958 год построено два двухэтажных здания под общежития, два восьми квартирных дома, двухквартирный коттедж для преподавателей и работников училища. Работы по реконструкции учебного корпуса началась в 1961 году. Вместе со строителями курсанты рыли котлованы, закладывали фундамент, разбирали старые стены и возводили новые, а некоторые даже работали кровельщиками. В декабре 1968 года, реконструкция была завершена, можно было заниматься в нормальных условиях. Дополнительно училище получило 19 аудиторий и учебных кабинетов, большую библиотеку с читальным залом, книгохранилищем. Оборудованы судомеханический кабинет и лаборатория, кабинет морского судовождения и лаборатория электронавигационных приборов, кабинет геодезии, общественно - экономических наук, химии, физики, черчения, судовождения и другие. Курсанты получили в свое распоряжение фотолабораторию. Оборудованы новыми действующими станками столярная и слесарная мастерские.
В послевоенный период в училище сложились хорошие спортивные традиции.Не раз команды училища занимали первые места в спортивных соревнованиях: 1953 году - первое место в кустовых соревнованиях по волейболу, команда награждена грамотой Совбассовета ДСО «Водник», 1954 году первое место в кустовых соревнованиях по лыжам, 1955 году Диплом 2 степени ИСДСО «Водник» за активное участие в массовых соревнованиях по лыжному спорту, когда разрядные нормативы выполнили 43 курсанта. В 1959 году команда хоккеистов во время розыгрыша на кубок города все встречи провела без поражений, заняла первое место и награждена Дипломом первой степени. Большим успехом у курсантов пользовалась секция зимнего плавания. Зимние заплывы, которые проводились обычно в честь годовщины Советской Армии в феврале месяце, собирали много зрителей, курсантов и жителей города.
Успешно работали предметные кружки и кружки технического творчества, ежегодно проводились технические конференции, выставки технического творчества. На начало 1965-66 учебного года в училище учится 555 курсантов, работают высококвалифицированные преподаватели. К этому времени уже была готова проектно - сметная документация для строительства пятиэтажного общежития. Много проблем создавалось при строительстве общежития, поэтому строительство затянулось до 1973 года. В 1972 году МРФ выделяет деньги для строительства столовой на 240 мест, которая располагается рядом с общежитием. Столовая была построена в 1976 году. Кроме всего, успешно проходил учебный процесс. Курсанты обучались по двум специальностям: судовождение на внутренних водных путях и эксплуатация внутренних водных путей. Работал сплоченный педагогический и административный коллектив.
С 1989 года начальник
училища Бритвин Николай Александрович, выпускник училища 1975 года. Заняв эту ответственную
должность, он в первую очередь начал укреплять материальную базу, чтобы открыть
новые специальности. Так был приобретен тренажер «Фиорд», который обеспечивает
качественную подготовку судоводителей по радиолокационному наблюдению и
радиолокационной прокладке в условиях ограниченной видимости; тренажер «Огонек
- М», на котором отрабатываются практические навыки безаварийного расхождения
судов в дневное и ночное время при хорошей видимости. Это позволило в
Торжественными для коллектива училища стали дни празднования 300- летия Российского Флота. Силами художественной самодеятельности курсантов в честь этого события были даны два концерта в г. Красавино. На торжественном собрании в училище чествовали моряков - ветеранов флота. Четыре лучших курсанта: Вячеслав Кузнецов, Евгений Шарыпов, Эдуард Чернаков, Алексей Булыгин, - вместе с начальником училища Н.А.Бритвиным 30 декабря 1996 года отправились из Стамбула на 16 дней на судне в круиз по Черному, Эгейскому, Мраморному и Средиземному морям. Это престижное поощрение было получено за счет программы правительства РФ по возрождению Российского Флота. За время путешествия курсанты прошли по четырем морям, через проливы Босфор и Дарданеллы. Они побывали в шести странах, семи морских портах. Увидели и узнали очень многое о других странах.
А в 1998 году на базе училища открывается первое в городе представительство Вологодского государственного технического университета (экономический факультет), что позволило выпускникам экономического отделения училища получать высшее образование, поступив на сокращенный срок заочного обучения в университете.
Весной 1998 года большим испытанием для училища и города явилось наводнение. Со второго по восьмое мая в городе и районе было объявлено чрезвычайное положение. Половина площадей города оказалась под водой. У училища был затоплен учебный корпус, общежитие, гаражи, слесарные мастерские, столовая. Преподаватели вместе с курсантами круглосуточно дежурили, в случае опасности спасали имущество. Группа из числа учащихся вместе с командирами рот на лодке спасали жителей и имущество людей в затопленных районах города. В марте 1999 года министр по чрезвычайным ситуациям Шойгу С.К. проводил учения по предупреждению наводнений. Губернатор Вологодской области Позгалев В.Е. за участие курсантов в ликвидации последствий наводнений 1998 года наградил начальника училища Бритвина Н.А. наручными часами, а курсантов - денежной премией.
Традиционными в училище стали встречи курсантов с выпускниками прошлых лет. Одна из таких встреч состоялась 2 мая 2004 года, в город юности приехали выпускники судоводительского отделения 1989 года, состоялась их встреча с первокурсниками, преподавателями и работниками училища. Выпускники познакомились с материальной базой, побывали в музее училища. Начальник училища рассказал о трудностях, которые пришлось пережить коллективу училища в 90-е годы, о том, как живет училище сегодня. Но самым трогательным событием этого дня было то, что выпускники подарили училищу флагштоки, которые выполнены в Санкт-Петербурге на ООО «Полимерстрой». Это предприятие принадлежит С.В.Завьялову - выпускнику 1989 года. На флагштоках, которые установлены у входа в учебный корпус, в торжественной обстановке были подняты флаги России, города и училища.
В 2004 году велась большая работа начальником училища, педагогическим коллективом к 100-летию Н.Г.Кузнецова. Проходили встречи в группах с ближайшим родственником Н.Г.Кузнецова, председателем Красавинского совета ветеранов Александром Кузнецовым, проводились беседы о жизни и деятельности героя, собирали деньги на памятник, совершили шлюпочный переход на родину героя. 20 октября 2004 года в сквере речников прошло торжественное открытие памятника выдающемуся флотоводцу, Герою Советского Союза, уроженцу нашей северной земли адмиралу Николаю Кузнецову. К 100-летию Николая Герасимовича министерство обороны России учредило новую медаль - «Адмирал Кузнецов». Она вручалась за заслуги в укреплении боевой готовности Военно-морского флота и в деле воспитания молодого поколения в традициях русского воинства. На Великоустюгской земле первым, кому оказана такая честь, стал начальник училища Бритвин Н.А.
2005 год - год столетия со дня рождения З.А.Шашкова. В процессе подготовки к этой дате 27 июля 2004г. в училище состоялась встреча с бывшим министром речного флота (1978-1991г.) Багровым Леонидом Васильевичем. Был разработан училищный план подготовки к юбилею. В течение всего учебного года проводилась огромная работа к юбилею знаменитого выпускника: соревнование на лучшую группу, беседы, выставки о юбиляре в музее училища, участие в спартакиаде учебных заведений водного транспорта Северного района в Котласе, конкурс «Лучший по профессии». Зав.музеем Дернова Р.С. написала сотни писем выпускникам училища, чтобы они помогли в сборе средств на бюст З.А.Шашкову. В связи со 100-летием со дня рождения нашего земляка 28 апреля 2005 года в училище прибыли почетные гости из Москвы. Это руководитель морского и речного транспорта РФ Вячеслав Рукша, руководитель судоходной ассоциации судовладельцев России Николай Смирнов, первый заместитель министра Сергей Шамрай и ректор Московской государственной академии водного транспорта, доктор наук, Станислав Чибиряев. В училище состоялась презентация книги «Адмирал речного флота».
12 июня 2005 года в деревне Новинки, малой родине З.А.Шашкова, состоялся праздник «На поклон родной земле». Курсанты училища на шестивесельных ялах и УТс-1 по Северной Двине пришли для участия в празднике. Здесь они встретились с родственниками З.А.Шашкова - сыном Валерием и племянницей Валентиной Васильевной. День 1 сентября 2005 года для училища был двойным праздником, т.к. в вестибюле училища был установлен бюст Зосимы Алексеевича Шашкова, выполненный скульптором Александром Михайловичем Шебуниным. На изготовление и установку бюста собирали средства курсанты, работники училища, выпускники, руководители предприятий и ветераны. Право открыть бюст было предоставлено начальнику училища, генеральному директору ООО «Учпрофстрой» Николаю Демидову и курсанту Сергею Аристову.
С 1 января 2006 года
училище становится структурным подразделением Московской государственной
академии водного транспорта - филиал Федерального государственного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Московская Государственная Академия Водного
Транспорта» Великоустюгское речное училище им. З.А.Шашкова. А уже в феврале
Создан территориально-отраслевой образовательный академический комплекс, в состав которого входят Московская государственная академия водного транспорта, Великоустюгское речное училище имени З.А. Шашкова, Ростовское, Рыбинское, Уфимское речные училища. Новый комплекс осуществляет трёхуровневую систему подготовки специалистов речного флота по единым учебным планам непрерывного обучения, включающую подготовку квалифицированных рабочих, техников, инженеров. В филиале большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию курсантов. Не один парад 9 мая не обходится без курсантов, студентов и работников училища. Учащиеся и преподаватели принимают участие в вечерах памяти Героя России Сергея Преминина. Формированию профессионализма способствует и организация досуга. В учебном заведении функционирует более 10 кружков и спортивных секций, духовой оркестр, художественная самодеятельность.
Не смотря на реорганизацию и замену вывески училище сохранило не только своё название ВУРУ им.З.А.Шашкова, но и традиции прошлых лет:
- ежегодно
проходят шлюпочные походы до Вологды, Сыктывкара, Вытегры, Котласа. Результатом
одного из таких походов стал фильм «По
просторам Сухоны с Дедом Морозом»; Самым продолжительным походом-26 суток,
более
- в октябре проводиться осенний кросс «Шинель в скатку»;
- посвящение в курсанты;
- в новогодние праздники курсанты помогают Деду Морозу в его вотчине.
За 90 лет существования в училище подготовлено более 14 тысяч командиров флота. Наши выпускники во всех речных пароходствах страны. Все они гордятся тем, что закончили Великоустюгское речное училище имени Зосимы Алексеевича Шашкова, помнят и чтят его традиции.